Гражданин Земного шара (2009)


Документальный фильм, 39 мин.

«Создатель наделил нас высшим в мире благом – разумом. И дал нам волю жить по разумению. Как распорядимся мы небесным даром, в этом и будет история истории людей».

Чингиз Айтматов.

Фильм снят к 80-летию всемирно известного киргизского писателя Чингиза Айтматова. О писателе рассказывают родственники, односельчане, друзья, а также известные кинорежиссеры Б.Шамшиев, Г.Базаров, А.Кончаловский, дипломные работы которых были сняты по произведениям Ч.Айтматова. Съемки проходили в Киргизии, на родине писателя, и в Брюсселе, где в последние годы жил Айтматов, являясь послом Кыргызской Республики в Бельгии.

Фильм – участник VI Совещания Министров Культуры государств-членов ШОС (Шонхайская Организация Сотрудничества), г. Казань-2009г.

участник конкурсной программы XV Российского кинофестиваля “Литература и кино” (г.Гатчина) - 2009 г.

участник внеконкурсной программы V Казанского Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар» (г.Казань) - 2009г.

участник Молодежного фестиваля кыргызской культуры (г.Москва) - 2011г.

участник внеконкурсной программы XIII Международного Сретенского кинофестиваля «Встреча» (г.Обнинск) - 2018г.

Участник вечера памяти Ч.Айтматова в год 90-летия со дня рождения в Российском центре науки и культуры Брюсселя при Посольстве России в Бельгии - 2019г.



Над фильмом работали

Автор сценария С.Андреева
Режиссер О.Чекалина
Оператор А.Зайцев
Звукооператор Е.Пожарищенская
Композитор Л.Волкова
Гитара и мастеринг музыки М. Суджян
Режиссеры монтажа И.Пестунов
К.Попов
Ассистент режиссера Л.Афанасьева
Ассистент оператора К.Попов
Диктор Р.Клейнер
Переводчики Н.Джаманкулов
Б.Нурумбетова
Водитель А.Тадыкин
Директор картины О.Попова
Исполнительный продюсер Д.Нозик
Продюсер Н.Семина



«Гражданин Земного шара», 39 мин. Фильм снят при государственной финансовой поддержке Министерства Культуры РФ. Кинокомпания «Тигр», 2009.















Вечер Айтматова в фонде Розы Люксембург

29 мая 2019 года в 19.00 состоится третье заседание клуба «Среда на Цветном» и откроется показом документального фильма «Гражданин Земного шара» кинорежиссера Ольги Чекалиной, созданного к 80-летию Чингиза Айтматова, писателя первой величины в советской киргизской и русской литературе. В своих произведениях Чингиз Торекулович, отвергая жестокость, открывает глубинные философские смыслы: что есть человечность? как уберечь мир во всей его неповторимости и уникальности?

Фонд Розы Люксембург

Литкафе. Вечер памяти выдающегося русского и киргизского писателя Чингиза Айтматова: «И дольше века длится день…»

24 мая в Российском центре науки и культуры в литкафе (проект библиотеки) прошел вечер памяти величайшего писателя современности Чингиза Айтматова. Открывая встречу, руководитель Российского центра, филолог Вера Бунина рассказала о значении Чингиза Айтматова и его произведений для мировой литературы. Она подчеркнула, что родным языком Айтматова был киргизский, но свою всемирную славу он получил как русский писатель, потому что на все языки Айтматова переводили с русского.

Подарком для участников встречи в литературном кафе был документальный фильм кинорежиссера Ольги Чекалиной «Гражданин Земного шара» о жизненном и творческом пути Великого Киргиза, который она привезла из Москвы специально на нашу встречу.

Российский центр науки и культуры в Брюсселе

В прекрасном и яростном мире Чингиза Айтматова

Это страстное и емкое определение Андрея Платонова способно точно и коротко сказать о мире Чингиза Айтматова, в котором эпос органично сочетался с проникновенным лиризмом, а боль, принесенная социальными катаклизмами — с тончайшими душевными движениями его героев.

При жизни об Айтматове было снято несколько документальных картин. Фильм «Чингиз Айтматов — гражданин земного шара» (кинокомпания «Тигр», генеральный продюсер Наталья Семина) был задуман с его участием, но смерть изменила многое в изначальном сценарии. Режиссер Ольга Чекалина со товарищи как бы отходит сегодня на некое расстояние. Она стремится рассказать, как, откуда пришли к писателю его эпические мотивы, отчего он постоянно рвался ввысь, в духовные сферы, при этом так и не отпуская от себя все земное, этот живой плотский мир с его страстями и муками. Пожалуй, никогда еще в картинах об Айтматове, фильмах-портретах, камера столь подробно и очарованно не рассматривала местность, где герой родился и вырос. Бескрайние джайлоо, окаймленные синими горами. Яркая, праздничная зелень на окраине аила. И бирюзовое небо над головами односельчан Айтматова, точнее, его близких и дальних родственников: здесь почти все связаны узами крови. Люди охотно, будто не смотрит на них камера, рассказывают о детстве, отрочестве, юных годах Айтматова, все было на виду. В принципе и раньше многое было известно, в том числе о родителях. Отце, воевавшем за революцию, студенте Московского института красной профессуры, члене республиканского правительства, расстрелянном в 1937 году. Жена и четверо детей вернулись в аил Шекер. Война, нищета, Чингиз, старший, кормилец матери и троих младших. Ставший в пятнадцать лет налоговым инспектором…

Но все это обретает иную интонацию, когда звучит в бесхитростных рассказах свидетелей. Возникают детали, порой очень любопытные и характерные. Например, как в пятилетнем возрасте Айтматов стал переводчиком с русского на киргизский и с киргизского на русский, поскольку в аиле он, единственный, хорошо знал русский. В этом эпизоде все обретает особую, непосредственную окраску, сближая экран и зрителей. Это сближение, на мой взгляд — одно из несомненных достоинств фильма, обратившегося не столько даже к памяти Айтматова, сколько желающего вернуть в картину его – живого, соотнося, таким образом, человеческое и творческое начало, разумно отказываясь от элегической доминанты.

В этом смысле один из самых интересных фрагментов – интервью Андрея Кончаловского, снявшего по одноименной повести Айтматова картину «Первый учитель», яркую и смелую экранизацию, оставившую след в советском кино. Партийное руководство республики сочло его «оскорблением национального достоинства». В сражении за будущее картины, за ее реальную экранную судьбу Айтматов не предал российских кинематографистов, создавших фильм, смело заговоривших о потрясающем и вместе с тем бессмысленном фанатизме, с каким свято верующий в революцию герой «Первого учителя» насаждал свет и разум, как это виделось ему, полуграмотному максималисту…

Кончаловский вспоминает об этом, рисуя буквально несколькими фразами портрет молодого Айтматова, каким он помнит его в те дни — застенчивого, скромного, менее всего занятого утверждением собственной значимости и славы. И наделенного чувством юмора – таким он предстает в забавном эпизоде, где появляется вместе со своим другом, поэтом Расулом Гамзатовым, с которым они случайно обменялись похожими чемоданами.

Такие чудом сохранившиеся и найденные режиссером сцены не дают картине превратиться в скучное монументальное надгробие, продолжая нести живой энергетический заряд тепла, любви, сострадания, которыми была исполнена проза Айтматова.

В фильм включены фрагменты игровых лент, снятых по произведениям писателя. Кроме «Первого учителя», это «Зной», «Материнское поле», «Джамиля», «Белый пароход». Проза Айтматова дала мощный импульс киргизскому кинематографу, вывела его за пределы республики, всей нашей страны, принесла успех на международном экране, на престижных кинофестивалях. Все это адекватно названию картины Чекалиной «Чингиз Айтматов – гражданин земного шара».

Однако эта пафосная сторона отступает перед другой, более значимой и глубинной. Кинематограф Айтматова – это поиск форм, смыслов, близких к народным поэтическим представлениям. Поиск нового киноязыка, в котором корневая поэтическая основа сочеталась с диалектическим пониманием истории. В этом ключе существен отбор фрагментов из экранизаций. Он точен. Достаточно вспомнить эпизод из «Материнского поля», когда приходит «похоронка», напоминающая народный плач… Или опять же эпизод из «Белого парохода» – мечты мальчика, героя повести и фильма. И оттого так уместен эпизод из документальной картины Болотбека Шамшиева «Манасчи» – кинорассказ об исполнителе древнего эпоса «Манас» Саякбае Каралаеве, которого очень любил Айтматов. Каралаев был еще и великим интерпретатором этой мощной национальной эпопеи. Он доносил людям ХХ века потрясающие мифы о великих народных героях. Эпизод из «Манасчи» внутренне связан со съемками на родине Айтматова в аиле Шекер, с воспоминаниями о его бабушке, которая ежевечернее рассказывала маленькому внуку сохраненные ее памятью сказки. Манасчи поет, и огненные блики пляшут на экране, волнуя, тревожа души. Эти блики живут в лучших вещах Айтматова, вернувшись к нему поисками желанного и недостижимого идеала, мечтой мальчика в «Белом пароходе», бунтом писателя против попыток низвести идеал до заурядности.

Эти мотивы присутствуют в новом фильме о великом писателе, поэтичном по сути своей и тем самым как бы вторящим мудрым, вечным раздумьям Айтматова о жизни и смерти, двух началах, занимавших его. Одной из его главных тем. Айтматов говорит об этом в кадре – немолодой, умудренный трудным опытом, жесткий, но отвергающий жестокость. Кажется, он снимался уже в предчувствии своего близкого ухода, испытывая тоску по тому, что ему не удастся свершить. Не договорив свой вечный разговор с горами, с небом, с космосом.

Эльга ЛЫНДИНА СК Новости


28.04.2009 - Премьера документального фильма Гражданин Земного шара

28 апреля в Казани в кинотеатре "Мир" в рамках Дня памяти писателя Чингиза Айтматова состоялась премьера документального фильма "Гражданин Земного шара". На первом показе в столице Татарстана присутствовали создатели картины - режиссер Ольга Чекалина и директор фильма Ольга Попова (Москва, студия "Тигр").

Зрители тепло приняли картину, задавали много вопросов. Встреча прошла интересно и оживленно.

(Казань, 28 апреля, "Татар-информ", Нина Нарыкова). Сегодня в Казани почтили память великого писателя и философа Чингиза Айтматова. Во встрече с творческой интеллигенцией и деятелями культуры в ТГАТ им.Г.Камала приняли участие министр культуры России Александр Авдеев, заместитель Премьер-министра РТ - министр культуры РТ Зиля Валеева, министр культуры и информации Кыргызской Республики Султан Раев и другие участники Совещания министров культуры ШОС, начавшегося 26 апреля. В рамках встречи были показаны отрывки из документального фильма "Гражданин Земного шара".

"Татар-информ" - Информационное агентство Республики Татарстан














©Ольга Чекалина, © 2005-2023
olga@chekalina.ru