Интервью с Аскаром Айтматовым для документального фильма «Гражданин Земного шара»
В 2008 году наша съемочная группа снимала документальный фильм «Гражданин Земного шара» об известном киргизском писателе Чингизе Торекуловиче Айтматове, к его 80-летию.
По сценарию основное место в фильме должно было занимать интервью самого Ч.Айтматова. Но так случилось, что накануне съемок его не стало…
Буквально по дороге в Бишкек, в самолете, менялась вся сценарная концепция фильма. Мы летели в Киргизию, во многом полагаясь на волю случая…или Бога…
Судьба пошла нам навстречу, мы застали в Бишкеке известных киргизских кинорежиссеров, работавших с Айтматовым, которые дали нам интервью. Это Геннадий Базаров, режиссер, снявший свой первый художественный фильм по произведению Айтматова «Материнское поле» и Болотбек Шамшиев, тогда тоже дебютант, режиссер фильма «Белый пароход».
А недалеко от Бишкека, на территории мемориального комплекса «Ата-Бейит», где сейчас похоронен Чингиз Торекулович, мы встретились с его старшим сыном, который рассказал нам о своем отце.
Аскар Айтматов: «Мы сейчас находимся на территории мемориального комплекса "Ата-Бейит". Здесь в 1937 году, недалеко отсюда, было совершено очередное чудовищное злодеяние тогдашней системы - массовый расстрел цвета интеллигенции Киргизии. 138 человек были расстреляны в тот день. Представители различных национальностей, различных возрастов, партийные работники, интеллигенция, простые граждане, в том числе и мой дед Торекул Айтматов. … В 1991 году, на заре нашего независимого развития, было найдено это захоронение местными жителями. После чего силами правительства, общественности, останки расстрелянных были перевезены сюда, здесь располагается братская могила.
Чингиз Айтматов много сделал для того, чтобы появился этот мемориальный комплекс, чтобы он получил название "Ата-Бейит", то есть «Могила отцов». Это было его желание, чтобы он был захоронен здесь, рядом со своим отцом. Это его последнее желание было осуществлено после его смерти.
Вопрос: каким отцом был Чингиз Торекулович?
А.Айтматов:…Ну, как и любой отец, он любил своих детей. Он был хорошим отцом. …Одно дело ипостась человека, как знаменитого писателя, общественного политического деятеля, другое дело, когда он возвращается домой, превращается в обычного отца, можно поделиться с ним сокровенным, услышать совет какой-то отцовский. Он был беспокойным отцом, он был заботливым отцом. Естественно, что со временем было меньше возможности с ним общаться, но всегда сохранялась тесная духовная связь, контакт, взаимопонимание. …Воспоминания об этом я буду всегда хранить.
Вопрос: как Вы общались?
А.Айтматов: Он мне рассказывал сказки, я их до сих пор помню. Главным действующим лицом был я сам. Я оказывался и на горных вершинах, спасал людей испод лавин, и во Вьетнаме я помогал вьетнамцам бороться против американцев - империалистов, и разбойников, бандитов ловил. Действительно, вот этот мир отцовских сказок, он сыграл определенную роль в становлении, формировании меня, как ребенка. Во всяком случае, сюжеты большинства я до сих пор помню.
Вопрос: Он посвящал Вас в свою работу, рассказывал, как старшему сыну о том, что пишет?
А.Айтматов: Нет. Это для него был свой мир, куда он обычно никого не допускал, своя творческая лаборатория, где он сидел ночами вместе с персонажами своих литературных произведений. Естественно, особенно по молодости лет, было желание посмотреть, чем он занимается, о чем пишет. С его стороны было недовольство, когда он замечал подобное… Он был достаточно разговорчивый, но это был его мир, куда он стремился никого не допускать, в мир его художественных произведений.
Вопрос: прислушивался ли Чингиз Торекулович к мнению близких ему людей в отношении своих произведений или фильмов?
А.Айтматов: Естественно, ему было интересно мнение и в отношении его фильмов и в отношении его произведений. Я старался объективно и беспристрастно давать свои оценки. Не знаю, насколько он считался с этими оценками, но он всегда внимательно выслушивал. Он был достаточно проницательным человеком и у меня есть основания считать, что чувствовал, когда говорят правду, кривят душой. Его трудно было обмануть.
Вопрос: трудно быть сыном известного человека?
А.Айтматов: Когда я начал осознавать себя, известность уже была у отца. Единственное, что могу сказать, что это накладывало больше ответственности даже на ребенка, чем давало каких-то плюсов, каких-то привилегий. Фактически всю свою жизнь мне приходилось доказывать то, что я самоцельный, самозначимый, не зависимый от славы отца, который всегда был рядом со мной».
Режиссер Ольга Чекалина
Киргизия, г.Бишкек, 2008год
|