Скучаю по кинопленке






Я сижу в монтажной. Жду монтажера. На рабочем столе - компьютерные мониторы, звуковые колонки. У меня на столе - листы бумаги с расшифровкой съемочного материала. Тайм-код, описание плана: крупный, средний, общий; панорамы, отъезды… Все подготовлено для работы. Огромная кипа бумаг. Читаю и вспоминаю отснятые и уже отсмотренные планы…

Но как же хочется иногда взять в руки кинопленку…

Сейчас я режиссер, а когда-то, более 35 лет тому назад я была монтажницей позитива. Молодые ребята, которые сейчас приходят работать в кино, удивленно спрашивают: а что такое монтажница, или: а что такое позитив?

Когда впервые я вошла в монтажную комнату на Центральной студии документальных фильмов (на которую пришла работать сразу после школы), я увидела такую картину: в комнате стоит огромный монтажный стол с экраном, за столом сидит монтажер (тогда монтажерами были женщины). В руках она держит разорванные куски кинопленки, еще несколько таких же висят у нее на шее. Каждый кусок такой кинопленки (план) монтажер вставляет в специальное зарядное устройство на монтажном столе. Устройство защелкивается, пленка проходит через это устройство, а на экране в этот момент оживают кинокадры. Рядом сидит режиссер и руководит всем процессом…

Я была заворожена происходящим в комнате. Как можно с такой легкостью обращаться с этим «монстром» – монтажным столом? Руки монтажера с легкостью скользили по кнопкам на столе, нажимая то на одну, то на другую. Стол при этом оживал, диски, на которые наматывались склееные один за другим планы, начинали крутиться, на экране бежали кинокадры, откуда – то выходили звуки…

Я поняла, что в этой комнате происходит что-то необыкновенное, что я попала в какой-то волшебный мир, где происходит чудо. На моих глазах рождается КИНО! Вот из этих разорванных и разложенных по полкам кусков кинопленки каким-то невероятным образом получается кинофильм...

И мне так захотелось в этот волшебный мир, узнать все его тайны, научиться этому волшебству, прикоснуться к пленке, рассмотреть все эти кинокадрики, которые, проходя через это непонятное устройство на столе, вдруг оживали на экране…

Я захлебывалась от эмоций!

…Через несколько лет я уже сидела на месте монтажера… Моя мечта сбылась. Какое это было наслаждение! Берешь в руки кинопленку, несколько планов одновременно, раскладываешь веером на свет, ищешь нужный план. Один, другой… Склеиваешь, - не то. Берешь другой, - опять не то! Еще один, – и вдруг, вот она, нужная склейка! Да, работа кропотливая, все вручную. Станок для склейки, на нем - скотч, который склеивал края кинопленки. Сотни склеек за день, спина разламывается, руки «немеют» к вечеру. Но,… эпизод получился и ты счастлива! Вот оно, кино - вокруг тебя, ты внутри этого действа, потому что каждый план прошел через твои руки, ты помнишь наизусть каждую склейку…

…Я сижу в монтажной. Жду монтажера. Он (сейчас монтажеры в основном мужчины) пришел, включил компьютер, загорелись мониторы. «Ну что, начнем?» И закипела работа. Руки монтажера лихо заскользили по кнопкам компьютерной клавиатуры… И как можно с такой легкостью обращаться с этим «монстром» – компьютером?

Секунда, и склейка готова, еще секунда, и спецэффект готов, еще несколько минут, и титры готовы! Фантастика! То, на что раньше уходили недели работы, сейчас делается за мгновения… Полнометражные фильмы, которые раньше монтировали месяцами, годами, сейчас при хорошей подготовке складываются 1-2 недели! Современный монтаж на компьютере – это феерия, сказка!

Но я так скучаю по кинопленке…




©Ольга Чекалина, © 2005-2023
olga@chekalina.ru